Контроль параметров газотурбинных двигателей

Контроль авиационных ГТД по замеряемым параметрам явля­ется одним из основных методов диагностики и прогнозирования состояния двигателей. Параметры характеризуют общее состояние двигателя и в то же время реагируют на различные изменения эле­ментов газовоздушиого тракта двигателя, системы регулирования и других элементов. Метод позволяет непрерывно контролировать и давать оперативную оценку изменения состояния двигателей и эксплуатации. Контроль совокупности параметров, наблюдение за тенденцией их изменения и логический анализ позволяют во многих — случаях определить место нахождения неисправности, что при дальнейшем визуальном контроле или применении методов иераз — рушающего физического контроля позволяет выявлять отказы и не­исправности иа ранней стадии их развития (рис. 14.11). Контроль — состояния ГТД данным методом требует регистрации параметров и приведения их к стандартным условиям для сравнения с преды­дущими замерами и выявления тенденций их изменена».

Изменение измеряемых параметров двигателя может происхо­дить в результате постепенного воздействия таких факторов, как изменение состояния газовоздушного тракта вследствие эрозионно­коррозионного повреждения лопаток турбины, загрязнения комп­рессора, повреждения камер сгорания и др. Измерять параметры

целесообразно па фн оіртан ном режиме (взлетит , ночи нальном или крейсерском) Для анализа тенденций измен имя а раметров по наработке двигатс лей можно использовать их от клонеиия от исходных, определя­емых при поступлении двигате­лей в эксплуатацию В качестве исходных данных можно исполь­зовать приведенные параметры, зарегистрированные в формуля­рах двигателей при контрольно- сдаточных стендовых испытаниях. Приведение замеряемых парамет­ров можно осуществлять по име­ющимся стандартным методикам.

Подпись: Рис 14 11. Изменение параметров в ДТРД (частоты вращения п, расхода топлива Qr н температуры Ф„Р) при прогаре кольца соплового аппарата (/j—начало прогара): / — замеренные отклонения параметров 2 — сглаженные отклонения параметров Прогнозирование состояния двигателя может осуществлять­ся на основе экстраполяции от­клонений значений замеряемых параметров по времени до достижения установленного предела. Повышение уровня контролепригодности двигателей за последние годы характеризуется прежде всего увеличением количества кон­тролируемых параметров.